Тьеполо Джованни Баттиста (Giovanni Battista Tiepolo), Художник
Джова́нни Батти́ста Тье́поло (итал. Giovanni Battista Tiepolo, варианты написания имени: Gianbattista или Giambattista — Джанбаттиста или Джамбаттиста; 5 марта 1696, Венеция — 27 марта 1770, Мадрид) — итальянский живописец и гравёр, виртуоз офорта, художник-декоратор, мастер фресок, представитель венецианской школы.
В ранние годы Тьеполо испытал влияние творчества Себастьяно Риччи, Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяцетты. В 1717 году молодой художник покинул мастерскую Ладзарини и стал членом местной корпорации живописцев (fraglia pittorica veneziana). В 1719 году женился на Марии Чечилии Гварди, сестре известных художников из семьи Гварди — Франческо, Джанантонио и Николо. От брака с Марией у Тьеполо родилось девять детей, в том числе будущие художники Джандоменико и Лоренцо.
Тьеполо Джованни Баттиста достижения
В XVIII веке в области изобразительного искусства Италия уже не играла той роли, которая была присуща этой стране в эпоху Возрождения XV—XVI веков и барокко XVII столетия. Однако в Венеции проходили пышные празднества, карнавалы, театральные представления, царили изящество, фантазия и шутовство.
Знаменитые библиотеки и художественные коллекции, искусство ведуты (живописного и графического городского пейзажа), Комедия дель арте, музыка: хоровая и инструментальная музыкальная культура, искусство костюма, ювелирных изделий и карнавальных масок процветали именно в Венеции.
Художественный стиль, созданный Тьеполо, — «последний штрих этого радостного великолепия заката венецианской школы. В нём соединились традиции иллюзорных барочных росписей, утончённый аристократизм итальянского маньеризма… Но вместе с этим — и религиозная экстатичность, дух контрреформации, так мало подходящие беззаботным венецианцам».
Мастер декоративной плафонной росписи, Тьеполо свободно владел построением глубокого изобразительного пространства, сложных ракурсов в изображении человеческих фигур и фантастической архитектуры в потоках света и цвета. Он смело соединял христианские сюжеты с античной мифологией и эстетикой куртизанок, что было вполне во вкусе венецианского маньеризма и особого барочно-рокайльного стиля.
Весьма образно эту особенность творчества Тьеполо характеризовал П. П. Муратов на примере росписи плафона на Вилле Стра, которая, по его мнению, относится к счастливейшим свершениям искусства рококо:
В лазоревостях и жемчужностях неба раскидываются исторические триумфы Пизани, соединившие дожей, посланников, адмиралов и полководцев с аллегорическими фигурами всех разновидностей славы и преуспеяния, с невероятными пышностями всевозможных убранств, с улыбками женщин, столь неожиданно глядящих на нас из углов огромной залы и столь же соблазнительных, как сама Венеция.
Творчество Тьеполо длилось более полувека, этот художник открыл динамику иллюзорного свето-воздушного пространства, развитую затем театральными декораторами семьи Бибьена, Дж. Валериани, Пьетро ди Готтардо Гонзаго и великим Дж. Б. Пиранези. Однако стиль самого Тьеполо, как бы беспечный и лёгкий, несколько поверхностен, отчего формы на его картинах и фресках кажутся эфемерными, к тому же не всегда удачны по цвету.