Связаться с нами:
Языки
Палладио Андреа
5
1508 - 1580 гг.
Италия

Палладио Андреа (Andrea Palladio), Архитектор

Андреа Палладио (итал. Andrea Palladio), настоящее имя Андреа ди Пьетро да Падова (Andrea di Pietro da Padova, Andrea di Pietro della Gondola; 30 ноября 1508, Падуя — 19 августа 1580, Виченца) — итальянский архитектор позднего Возрождения венецианской школы.

Основоположник палладианства — оригинального течения в архитектуре европейского классицизма, основанного на переосмыслении античных традиций. Палладио строил церковные и светские здания. Его теоретический трактат «Четыре книги об архитектуре» (1570) принёс ему всеобщее признание, а выдающиеся постройки вызвали множество подражаний в разных странах Европы и Америки.

Город Виченца с его двадцатью тремя зданиями, спроектированными Палладио, и двадцатью четырьмя палладианскими виллами области Венето внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть объекта Всемирного наследия под названием «Город Виченца и палладианские виллы Венето».

Андреа родился в семье мельника Пьетро по прозванию «делла Гондола» (итал. Pietro della Gondola — «Пьетро-лодочка»). При рождении был наречён именем Андреа ди Пьетро делла Гондола. Точное время и место рождения архитектора вызывают дискуссии его биографов. Рождение 30 ноября 1508 года указано в ранней биографической заметке, написанной Паоло Гуальдо в 1617 году, но опубликованной в 1749 году Джованни Монтенари. Место рождения — Падуя или Виченца — также проблематично.

Первый опыт в архитектуре получил в родном городе, с 1521 года став учеником резчика по камню в мастерской скульптора Бартоломео Кавацца из Соссано. В 1524 году Палладио перебрался в Виченцу и начал работать в камнерезной и скульптурной мастерской Сан-Бьяджо в квартале Педемуро, считавшейся ведущим предприятием подобного рода.

Её владельцы, Джованни ди Джакомо из Порлеццы и Джироламо Питтони из Луминьяно, были знаменитыми в Виченце скульпторами. Андреа делал работу, обычно поручаемую подмастерьям: капители, рельефы, фризы. По протекции ди Джакомо в апреле 1524 года Андреа был принят в гильдию (fraglia) каменщиков Виченцы.

В Виченце будущий мастер сблизился с гуманистом Джанджорджо Триссино, под руководством которого начал изучать архитектуру и получил гуманистическое образование. Именно Триссино посоветовал сменить имя на псевдоним Палладио, от эпитета древнегреческой богини Афины — Паллада. Также по совету Триссино будущий архитектор совершил своё первое путешествие в Рим, а по его возвращении гуманист стал его первым заказчиком и постоянным покровителем.

При покровительстве Триссино мастер познакомился со многими выдающимися памятниками римской античной и ренессансной архитектуры во время поездок в Верону (1538—1540), Венецию (1538—1539), Рим (1541—1548; 1550—1554) и другие города.

Опыт и творческие принципы Палладио сложились под влиянием внимательного изучения трактата древнеримского архитектора Витрувия «Десять книг об архитектуре», а также изучения практики и теорий архитекторов XV века и его современников: Леона Баттисты Альберти, Джулио Романо, Донато Браманте, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти, Себастьяно Серлио, Микеле Санмикели.

С 1558 года архитектор работал в Венеции, где возвёл ряд церквей, городских палаццо, общественных построек; по заказам венецианской знати строил виллы в окрестностях Венеции и Виченцы. В 1570 году Андреа Палладио получил от венецианского Сената титул «виднейшего гражданина Венеции» (Proto della Serenissima; Серениссима — «Светлейшая», эпитет города Венеция). Скончался 19 августа 1580 года в Виченце.

Палладио Андреа достижения

В 1570—1581 годах в Венеции был опубликован главный теоретический труд Палладио «Четыре книги об архитектуре» (Quattro libri dell’architettura). В своих «Книгах» Палладио привёл канон древнеримских ордеров по Витрувию, архитектору, которого он избрал себе учителем и руководителем, обмерные чертежи античных зданий, а также образцы «хороших построек» эпохи итальянского Возрождения и собственные проекты. Палладио разрабатывал практическое руководство для архитекторов, при этом критиковал «старую манеру строить» (имеется в виду средневековое искусство и зарождающееся барокко).

Однако творчество самого Палладио противоречиво, что разъясняет высказывание Д. Барбаро: «Правила сами по себе верны и постоянны, основаны на пропорциях и не терпят исключения; однако то чувство души нашей, которое, пожалуй, глубже проникает внутрь вещей при содействии неведомой силы природы, не всегда получает удовлетворение и не всегда соглашается с глазом, который получает радость от простой и чистой пропорции…».

Палладио — пурист классицизма, архитектор, который впервые возвел принцип чистоты, ясности пропорций до уровня творческого метода. Превыше других Палладио ценил творчество архитектора римского классицизма эпохи Высокого Возрождения Донато Браманте, упоминая его постройки наряду с античными. Ведущим является принцип подобия: два или четыре одинаковых портика, четыре, шесть или восемь колонн. Вся постройка вписывается в куб либо пропорционируется «в два или три куба». Размеры внутренних помещений архитектор определял по измерениям одного, который принимал за модуль, и рассчитывал, исходя из кратных отношений (обычная схема «в два куба»).

Основные постройки

«Базилика Палладио» в Виченце

Одно из ранних произведений Палладио (проект 1546 года) — перестройка старинного гражданского здания Палаццо делла Раджоне (место заседания Сената и судей-магистратов), получившего такое название из-за удлинённого плана. Решение, предложенное Палладио, представляет собой, окружение постройки по всем фасадам двухъярусными галереями-лоджиями, модулем которых является так называемая серлиана — проём, средняя часть которого перекрыта аркой, а по сторонам фланкированa колоннами, поддерживающими отрезки антаблемента. Такая композиция, получившая распространение во многих постройках Палладио, получила название по имени архитектора: палладиево окно. Тем самым Палладио открыл новый подход к использованию архитектурного ордера не в качестве конструктивного элемента аркады, как делали до него, а исключительно декоративно. Ряд палладиевых окон фасада Базилики в Виченце «зрительно снимает» ощущение стены как непроходимой преграды[20].

Городские палаццо

Изучая сочинение Витрувия «Десять книг об архитектуре», Андреа Палладио развил идею дома с атриумом и перистилем применительно к условиям городской застройки Нового времени и тем самым создал новый тип городского дворца — палаццо. Ранние палаццо в Виченце (Палаццо Тьене, 1550—1551; Изеппо да Порто, 1552) ещё близки флорентийским городским особнякам XV века. Однако уже в Палаццо Кьерикати, начатом в 1550 году, соединены черты небольшого дворца и общественного сооружения. Фасад украшен открытыми двухъярусными лоджиями с колоннадой. По классической древнеримской схеме суперпозиции ордеров в первом ярусе применён дорический ордер (в тосканском варианте), во втором — ионический ордер. Внутри палаццо устроены анфилады залов с центральным большим залом во втором этаже. Благодаря глубоким лоджиям за счёт светотени фасад приобретает качества пластичности и живописности.

В оформлении фасадов вилл и городских домов Палладио часто применял большой ордер (недостроенное палаццо Порта-Бреганзе в Виченце, 1571). Огромные колонны на высоких постаментах зрительно объединяют окна первого и второго этажей. Ещё в Палаццо Вальмарана (начато в 1566) был применён большой ордер в виде пилястр. Но самая знаменитая постройка Палладио, украшенная колоннадой большого композитного ордера — незаконченная Палаццо дель Капитаниато, или Лоджия дель Капитаньо (1571—1572) на площади Синьории в Виченце напротив базилики. Необычна композиция Палаццо Порто на площади Кастелло в Виченце.

Виллы в окрестностях Венеции

Наиболее значительная часть наследия Палладио — спроектированные им виллы в окрестностях Венеции и Виченцы, на так называемой Терраферме (вен. teraferma — твёрдая земля). Виллы были приспособлены для ведения сельского хозяйства и отвечали потребностям аристократии области Венето, вкладывавшей капиталы в земельные угодья после ослабления роли Венеции в морской торговле.

Одним из источников архитектуры сельского дома считают архитектуру загородных вилл римских патрициев поздней античности (лат. villa suburbana). Их описание можно было найти в «Нравственных письмах» Сенеки Младшего к Луцилию (I в. н. э.). Палладио обратился к античным источникам, но перерабатывал их соответственно климату, традициям сельской Италии и требованиям заказчиков. С этой целью он проводил обмеры подобных античных сооружений в Вероне, Сплите, Ниме. Композиция палладианских вилл строго симметрична — от парадного сада и подъездов через главный портик или аркаду, предшествующую парадным залам, к лоджии, или портику противоположной стороны дома, выходящей во второй сад.

Колонный портик с фронтоном в духе римской архитектуры придавал жилищу «храмовидный» характер, тем самым возвышая и личность владельца, и будто сам круг его жизни, а галереи, ведущие к боковым корпусам, выполняющим хозяйственную функцию, обогащали симметрию композиции. Палладио часто использовал боковые крылья в виде протяжённых крытых галерей на колоннах тосканского ордера (восходящих к деревенским навесам для содержания скота), иногда расположенных под прямым углом к центральному корпусу и образующих U-образный план с обширным внутренним двором. Архитектор называл такие галереи «баркессами» (итал. barchessa — «лодочка»).

В виллах Палладио особенно замечательно проявилось умение архитектора сочетать архитектуру и природу, превращая пейзажное окружение в естественную среду обитания человека (для венецианцев это было особенно значимым, так как сама Венеция почти полностью лишена зелени).

Шедевром Палладио является вилла Альмерико-Капра-ла-Ротонда в окрестностях Виченцы (проект 1556 года, достроена Винченцо Скамоцци). Система рационального пропорционирования создаёт впечатление абсолютной гармонии. Постройка вместе с куполом (без портиков) точно вписывается в куб. Вилла Ротонда создана по типу бельведера с круглым залом в центре, куполом со световым фонарём и расположенными по четырём сторонам лёгкими ионическими шестиколонными портиками с широкими лестницами и статуями.

Церкви

В Венеции Палладио выполнил несколько проектов и построил ряд церквей: Сан-Пьетро ди Кастелло, 1558; клуатр церкви Санта Мария делла Карита (ныне Галерея Академии); фасад церкви Сан-Франческо делла Винья, 1562; базилика Сан-Джорджо-Маджоре на одноимённом острове, 1565 год (завершена В. Скамоцци); церковь Иль Реденторе на острове Джудекка, 1576—1592; Санта-Мария-делла-Презентационе, или «Ле Цителле»; Санта-Лючия (разобрана в середине XIX в. при строительстве железнодорожной станции).

Поздние общественные постройки

Поздние общественные постройки Палладио характерны тяготением к масштабности форм, они близки архитектуре барокко. Строительство Лоджии дель Капитаньо (1571), расположенной напротив Базилики в Виченце, совпало с победой венецианцев над турками в битве при Лепанто и потому не случайно своей композицией она напоминает римскую триумфальную арку (в рельефах боковых фасадов изображены взятые у турок трофеи). Мощные полуколонны большого ордера, объединяющие два этажа, подчёркивают величественный образ здания.

Подлинным шедевром Палладио является деревянный театр Олимпико, сооружённый для Олимпийской Академии в Виченце (проект 1580 года). Он представляет собой переосмысленный архитектором вариант древнегреческого театрона, в котором скамьи для зрителей расположены полукругом, логейон (возвышение, помост), укреплённый на проскении, и скену («задник») — вертикальную стенку позади логейона, выполняющую функцию декорации[21]. Скену архитектор задумал сделать с эффектом усиленной линейной перспективы, создающей эффект «обманчивого глаза» или «тромплёй» (фр. trompe-l'œil — обманчивый глаз, обманчивая видимость). Созданные в рельефе перспективы улиц, открывающиеся сквозь проёмы скены, издали кажутся глубокими, а на деле имеют глубину всего в несколько метров. Ракурсы архитектурных деталей усиливают ощущение глубины. Однако вопреки исторической правде вместо древнегреческих параскениумов Палладио, верный своим пристрастиям, использовал не греческую, а древнеримскую архитектуру триумфальных арок. Сам театрон завершается колоннадой, плоский деревянный потолок расписан под «настоящее небо», как в Древней Греции. Этот оригинальный проект реализовал лучший ученик и последователь выдающегося мастера Винченцо Скамоцци[22].

Палладианство

Архитектурное и теоретическое наследие Палладио сделало классический язык архитектуры общедоступным и универсальным, сыграло исключительную роль в развитии архитектурных идей барокко и неоклассицизма в XVII и XVIII веках. Под непосредственным воздействием работ Андреа Палладио формировалось творчество Винченцо Скамоцци и Бертотти-Скамоцци в Италии, английских архитекторов-палладианцев: Иниго Джонс, Кристофер Рен, лорд Берлингтон, Уильям Кент, Кэмпбелл Колин, Джакомо Кваренги в России, Томаса Джефферсона в США. Последователи мастера образовали направление в европейской архитектуре, получившее название палладианства, обращение к которому остаётся актуальным до настоящего времени.

В XIII веке исследование творческого наследия Андреа Палладио начал вичентистский архитектор Франческо Муттони в сотрудничестве с Джорджо Доменико Фоссати.

Andrea Palladio
Архитектор
1580
Палладио Андреа (Andrea Palladio), Архитектор
Палладио Андреа - allyestate.com
Статьи
Все Разделы сайта
Сохранить
Пользовательские настройки файлов cookie
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Если вы откажетесь от использования файлов cookie, этот веб-сайт может работать не так, как ожидалось. Если у раздела нет кнопок «Подтвердить» и/или «Удалить», значит для него cookies не используются
Подтвердить все
Удалить все
Политика конфиденциальности
Analytics
Эти файлы cookie необходимы для анализа данных, чтобы измерить эффективность веб-сайта и понять, как он работает.
Google Analytics
Подтвердить
Удалить